БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Бухгалтерский учет в России регулируется системой четырех уровней.
Первый уровень составляют законы, регулирующие организацию и ведение учета в компании, в частности:
• Федеральный закон «О бухгалтерском учете», в котором изложены основные требования к организации и ведению бухгалтерского учета;
• Гражданский кодекс РФ, который закрепляет многие вопросы учетной работы, в частности, определяет в качестве одного из признаков юридического лица наличие самостоятельного баланса; устанавливает обязательность утверждения годового бухгалтерского отчета: дает понятия дочерних и зависимых обществ; определяет порядок реорганизации и ликвидации различных видов юридических лиц;
• Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», предусматривающий возможность ведения бухгалтерского учета и составления форм отчетности по упрощенной схеме;
• Федеральные законы «Об акционерных обществах» и «Об обществах с ограниченной ответственностью», устанавливающие требования к раскрытию информации в бухгалтерской отчетности и представлению этой отчетности; требования к подтверждению ревизионной комиссией (ревизором) общества достоверности данных, содержащихся в годовом отчете, и к порядку утверждения годового бухгалтерского отчета, а также обязанность общества получить независимое аудиторское заключение в случаях, установленных законодательством.
Второй уровень составляют Положения по бухгалтерскому учету.
По состоянию на 1 апреля 2009 г. существует 23 Положения (стандарта) по бухгалтерскому учету деятельности коммерческих организаций (за исключением кредитных, которые регулируются отдельными стандартами). Они регулируют вопросы учетной политики, составления и представления бухгалтерской отчетности, порядок учета основных средств, нематериальных активов, материально-производственных запасов, займов и кредитов, доходов и расходов, финансовых вложений, налога на прибыль и др.
По своему содержанию многие из существующих на настоящий момент положений близки к международным стандартам финансовой отчетности (МСФО). Подобное приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с МСФО является частью начатой в 1998 году реформы бухгалтерского учета.
В дальнейшем предполагается выпуск новых положений по бухгалтерскому учету. Их тематика будет определяться существующим перечнем стандартов МСФО. В частности, среди российских положений по бухгалтерскому учету пока нет стандартов, например, по аренде или обесценению активов. Кроме того, регулярно проводится переработка существующих в настоящее время положений по бухгалтерскому учету с целью придания им большего соответствия с МСФО.
К третьему уровню относятся методические указания по ведению бухгалтерского учета, в том числе инструкции и рекомендации, в которых раскрываются конкретные механизмы применения принципов и правил ведения бухгалтерского учета к определенным видам деятельности.
Одним из важнейших документов этого уровня является План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению.
К четвертому уровню в системе регулирования бухгалтерского учета относятся документы самой организации, определяющие ее учетную политику в методическом, техническом и организационном аспектах, и устанавливаемые компанией в приказе об учетной политике. Если какие-либо вопросы бухгалтерского учета не конкретизированы в стандартах по бухгалтерскому учету, компания вправе самостоятельно разработать способ бухгалтерского учета и утвердить его приказом об учетной политике.
Филиалам и представительствам иностранных компаний, находящимся на территории Российской Федерации, разрешается вести бухгалтерский учет исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной компании, если данные правила не противоречат МСФО, разработанным Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности.

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Основными принципами бухгалтерского учета в России являются:
• принцип имущественной обособленности, в соответствии с которым имущество и обязательства организации существуют обособленно от имущества и обязательств собственника и имущества других лиц, находящегося у данной организации;
• принцип непрерывности деятельности, согласно которому организация исходит из предположения, что она будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем;
• принцип последовательности применения учетной политики, который означает, что выбранная организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому, и изменение учетной политики возможно в случае изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета и существенного изменения условий деятельности;
• принцип временной определенности фактов хозяйственной деятельности, в соответствии с которым хозяйственные операции отражаются в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими операциями;
• принципы полноты и своевременности отражения всех фактов хозяйственной деятельности;
• принцип осмотрительности, подразумевающий большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов;
• принцип приоритета содержания перед формой, согласно которому факты хозяйственной деятельности должны отражаться в бухгалтерском учете исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования;
• принцип непротиворечивости, согласно которому должно соблюдаться тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца;
• принцип рациональности, подразумевающий рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации;
• принцип существенности, согласно которому показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях должны приводиться в бухгалтерской отчетности обособленно в случае их существенности, если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.
Компании ведут бухгалтерский учет с использованием рабочего плана счетов, разработанного на основе Плана счетов, утвержденного в централизованном порядке.
Все хозяйственные операции, проводимые компанией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Документирование фактов хозяйственной деятельности осуществляется на русском языке. Первичные учетные документы, составленные на иных языках, должны иметь построчный перевод на русский язык.
В целях совершенствования регулирования в сфере бухгалтерского учета и отчетности приняты новые Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), вступающие в силу для бухгалтерской отчетности за 2009 год, которые заменили ранее действовавшие ПБУ:
• ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»: Данное ПБУ подробно раскрывает элементы учетной политики организации. По сравнению с ранее действовавшим ПБУ 1/98 «Учетная политика организации», ПБУ 1/2008, в частности, закрепляет возможность организации при отсутствии в нормативных актах определенных способов ведения учета по конкретному вопросу формировать учетную политику в этой части не только исходя из ПБУ, но и исходя из МСФО. Также расширен круг лиц, которые могут формировать учетную политику (в частности, установлено, что учетная политика может формироваться не только главным бухгалтером, но и иным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета);
• ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда»: Данное ПБУ принято взамен ранее действовавшего ПБУ 2/94 «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство». ПБУ 2/2008 определяет порядок признания доходов и расходов, финансовых результатов, а также раскрытия информации в бухгалтерской отчетности организациями, выступающими в качестве подрядчиков либо в качестве субподрядчиков в договорах строительного подряда, длительность выполнения работ по которым составляет более одного года, а также по контрактам, сроки начала и окончания работ по которым приходятся на разные отчетные годы. Данное ПБУ также распространяется на договоры оказания услуг в области архитектуры, инженерно-технического проектирования в строительстве и иных услуг, неразрывно связанных со строящимся объектом, на выполнение работ по реконструкции, модернизации, ремонту, ликвидации (разборке) объектов основных средств, длительность выполнения которых составляет более одного отчетного года (долгосрочный характер) или сроки начала и окончания которых приходятся на разные отчетные годы. Новое ПБУ в значительной степени воспроизводит международные стандарты финансовой отчетности (IAS 11 «Договоры подряда»). В рамках нового ПБУ существенно расширены положения относящиеся к учету доходов и расходов по договорам, а также признанию и определению финансового результата;
• ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам»: ПБУ 15/2008 устанавливает особенности формирования в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности информации о расходах, связанных с выполнением обязательств по полученным кредитам и займам. Данное ПБУ принято взамен ранее действовавшего ПБУ 15/01 «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию». Новое ПБУ применяется как к процентным, так и к беспроцентным кредитам и займам, а также к государственным займам (в то время как ранее действовавшее ПБУ 15/01 к беспроцентным и государтсвенным займам не применялось);
• ПБУ 21/2008 «Изменение оценочных значений»: Данное ПБУ устанавливает правила признания и раскрытия в бухгалтерской отчетности информации об изменениях оценочных значений и определяет их примерный состав. Под изменением оценочного значения понимается, в частности, корректировка стоимости активов (обязательств), обусловленная появлением новой информации, которая производится исходя из оценки существующего положения дел в организации, ожидаемых будущих выгод и обязательств и не является исправлением ошибки в бухгалтерской отчетности. В частности, оценочными значениям являются величины резервов (по сомнительным долгам, под снижение стоимости материально-производственных запасов и другие), сроки полезного использования основных средств и нематериальных активов и т.п.
В настоящее время Министерством Финансов РФ был также разработан проект ПБУ 22/2009 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности», устанавливающий правила исправления ошибок и раскрытия информации о них в финансовой отчетности. Предполагается, что данное ПБУ вступит в силу в 2009 году.

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ

Бухгалтерская отчетность компании должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении компании, о его изменении, а также о финансовых результатах деятельности компании.
По российскому законодательству коммерческие организации составляют промежуточную бухгалтерскую отчетность (за квартал, полугодие и 9 месяцев нарастающим итогом с начала года), а также годовую бухгалтерскую отчетность.
Годовая бухгалтерская отчетность состоит из:
• бухгалтерского баланса;
• отчета о прибылях и убытках;
• приложений к ним, дающих дополнительную информацию об изменениях капитала, движении денежных средств, заемных средств, изменении дебиторской и кредиторской задолженности и т.п.;
• пояснительной записки;
• аудиторского заключения, составляемого в случаях, предусмотренных законодательством.
Промежуточная бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, если иное не установлено учредителями (участниками) организации.
В состав бухгалтерской отчетности не включаются декларации по налогам.
Данные в бухгалтерской отчетности за отчетный и предыдущий год должны представляться в сопоставимой форме. Бухгалтерская отчетность компании должна включать показатели деятельности филиалов, представительств и иных структурных подразделений.
При наличии у компании дочерних и зависимых обществ, помимо собственной отчетности, составляется сводная отчетность, включающая показатели отчетов таких обществ, находящихся как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами.
Отчетным годом для российского предприятия является календарный год.
Компании представляют квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность:
• собственникам;
• органам статистики;
• налоговым органам;
• другим заинтересованным пользователям (по решению собственников).
Бухгалтерская отчетность организаций в Российской Федерации составляется в соответствии с национальным законодательством, имеющим различия по сравнению с МСФО. Учитывая это, для представления иностранным учредителям или инвесторам российскую отчетность, как правило, приводят в соответствие с МСФО, что позволяет собственникам компаний принимать необходимые управленческие решения с большей эффективностью.
Представление финансовой отчетности в соответствии с МСФО и, соответственно, повышение уровня ее прозрачности, облегчает привлечение иностранных инвестиций в реальный сектор экономики и развитие банковского кредитования на внутреннем рынке.
В настоящее время дорабатывается проект нового Закона «О бухгалтерском учете», а также подготовлен проект Закона «О консолидированной финансовой отчетности», который рассматривается Государственной Думой. Эти законы разработаны в целях реализации Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ и направлены на более широкое внедрение МСФО в российскую практику.

ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ АУДИТА

С 1 января 2009 года вступили в силу большинство положений нового Федерального закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 №301-ФЗ, при этом часть положений Федерального закона «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001 №119-ФЗ была отменена, остальные - продолжают действовать до 31.12.2010.
В соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» №307-ФЗ проведение ежегодных аудиторских проверок является обязательным для:
• открытых акционерных обществ;
• кредитных или страховых организаций, товарных и фондовых бирж, инвестиционных фондов, государственных внебюджетных фондов;
• организаций, объем выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) которых за предшествовавший отчетному год превышает 50 млн. руб. (или 1,475 млн. долларов США), или сумма активов баланса по состоянию на конец года, предшествовавшему отчетному, превышает 20 млн. руб. (или 590 тыс. долларов США). Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации указанные финансовые показатели могут быть снижены;
• в иных случаях, установленных федеральными законами.
Помимо обязательной ежегодной аудиторской проверки компании могут воспользоваться услугами аудитора по собственной инициативе для подтверждения достоверности отчетности, например, в целях привлечения дополнительных инвестиций.
В Российской Федерации, как правило, организация самостоятельно осуществляет выбор аудитора.
С 1 января 2010 года осуществлять аудиторскую деятельность смогут физические лица, получившие квалификационный аттестат аудитора, и являющиеся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов (СРО), или аудиторские организации, являющиеся членом одной из СРО. При этом с 1 января 2010 года лицензии на осуществление аудиторской деятельности утрачивают силу, и аудиторские организации, индивидуальные аудиторы, не вступившие в СРО, не вправе проводить аудит и оказывать сопутствующие аудиту услуги. В течение «переходного периода» - 2009 года - аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны выполнить требования, установленные Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» №307-ФЗ, в частности, вступить в СРО, привести учредительные документы в соответствие с требованиями нового федерального закона.