ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

В условиях советской системы существовало четыре формы собственности: государственная, колхозно-кооперативная собственность, собственность профсоюзов и других общественных организаций, личная собственность. Предприятия находились в собственности государства и централизованно контролировались. Было очевидно, что в целях реструктуризации экономики необходимо перевести в частную собственность как можно большее число предприятий. Для этого был начат процесс приватизации посредством привлечения стратегических инвесторов в основные отрасли экономики, часто через организацию инвестиционных тендеров.
Для стимулирования рыночных реформ был разработан Гражданский кодекс РФ, интегрирующий различные организационно-правовые формы коммерческих организаций. Результатом принятия Гражданского кодекса РФ явилось образование значительного количества новых предприятий в России. Первая часть Гражданского кодекса РФ предусматривает исчерпывающий перечень организационноправовых форм коммерческих организаций: полное товарищество, товарищество на вере, общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, открытые и закрытые акционерные общества, производственные кооперативы и унитарные предприятия.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГРАЖДАН

Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. К индивидуальным предпринимателям приравниваются также главы крестьянских (фермерских) хозяйств, осуществляющих деятельность без образования юридического лица, с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.
К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.
Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица без государственной регистрации в качестве предпринимателя, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем.
По своим обязательствам гражданин-предприниматель отвечает всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание.

СОЗДАНИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА ИЛИ ФИЛИАЛА В РОССИИ

Представительства и филиалы - обособленные подразделения юридического лица, расположенные вне места его нахождения. Представительство представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту, а филиал осуществляет, помимо функций представительства, и другие виды деятельности создавшего его юридического лица. Филиалы и представительства не являются юридическими лицами и действуют на основании положений, утвержденных создавшим их юридическим лицом. Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.
Представительства и филиалы российских компаний не подлежат государственной регистрации. Представительства и филиалы иностранных юридических лиц приобретают соответствующий статус путем прохождения процедуры аккредитации.
После создания филиала или представительства иностранное юридическое лицо необходимо поставить на учет в налоговой инспекции и внебюджетных фондах по месту нахождения филиала или представительства, а также в органах статистики. Руководство аккредитованного филиала иностранного юридического лица обязано ежегодно представлять в Государственную регистрационную палату при Министерстве юстиции РФ отчет о деятельности филиала.
Деятельность представительств иностранных юридических лиц в Российской Федерации (ранее - в СССР) в прошлом была довольно ограниченной. Представительства могли заниматься экономической деятельностью на территории Российской Федерации только для исполнения конкретных договоров.
В отношении представительств иностранных юридических лиц в части, не противоречащей существующему российскому законодательству, до сих пор действует Постановление Совета Министров СССР № 1074 от 30 ноября 1989 года. Однако ограничения в деятельности представительств иностранных юридических лиц, установленные указанным Постановлением, в настоящее время фактически не действуют. Глава представительства обязан один раз в полугодие направлять в Государственную регистрационную палату письменную информацию о деятельности представительства.

РАБОТА В РОССИИ ЧЕРЕЗ СОЗДАНИЕ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ЛИБО УЧАСТИЕ В НИХ

Вместо образования представительства или филиала иностранное юридическое лицо может пойти по пути ведения бизнеса в России через:
• инвестирование в организации, созданные совместно с российскими и/или иностранными юридическими или физическими лицами;
• образование хозяйственных обществ, все акции или доли в уставном капитале которых будут полностью ему принадлежать;
• приобретение компаний, активов, акций, облигаций или других ценных бумаг, которые могут быть проданы иностранным инвесторам в соответствии с российским законодательством.
Для ведения предпринимательской деятельности, в рамках которой компания находится в управлении одного или нескольких лиц (физических и/или юридических), наиболее широко используемыми в Российской Федерации организационно-правовыми формами такой компании являются общество с ограниченной ответственностью и акционерное общество.

Общество с ограниченной ответственностью (ООО)

Участие в обществе с ограниченной ответственностью не требует личного управления делами компании. Основные характеристики ООО определены в Гражданском кодексе РФ и в Федеральном законе «Об обществах с ограниченной ответственностью» № 14-ФЗ от 08 февраля 1998 года. Ниже приводятся некоторые особенности данной организационно-правовой формы:
• Число участников ООО не может превышать 50. Если этот предел превышен, ООО должно быть преобразовано в открытое акционерное общество или производственный кооператив.
• Минимальный размер уставного капитала для ООО (в том числе, - находящегося в частичном или полном управлении иностранных инвесторов) должен составлять 100 минимальных размеров оплаты труда (по состоянию на 1 апреля 2009 года - 10 000 руб.). Вклады в уставный капитал ООО могут быть совершены в денежной и неденежной (например, ценные бумаги, имущественные права) форме.
• Уставный капитал ООО состоит из номинальной стоимости долей его участников. Эта стоимость определяется учредительными документами. Все участники должны сделать свой вклад в уставный капитал.
• Участники ООО не отвечают по обязательствам ООО и несут риск убытков в пределах стоимости своих вкладов в уставный капитал.
• Если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов ООО меньше, чем уставный капитал, ООО обязано уменьшить свой уставный капитал до размера, не превышающего стоимости его чистых активов. Если стоимость чистых активов ООО по окончании второго и каждого последующего финансового года меньше минимального размера уставного капитала, определенного законодательством на дату государственной регистрации ООО, то ООО подлежит ликвидации.
• Высшим органом управления ООО является общее собрание участников общества. ООО вправе (но не обязано) создать совет директоров. Кроме этого, общее собрание участников общества избирает генерального директора, который является исполнительным органом ООО, руководит текущей деятельностью ООО и подотчетен общему собранию участников.
• Участник ООО имеет право продать или иным образом уступить свою долю в уставном капитале или ее часть одному или нескольким участникам данного ООО. Отчуждение своей доли (ее части) третьим лицам возможно, если это не запрещено уставом ООО. В случае, если в соответствии с уставом ООО отчуждение доли участника третьим лицам запрещено, а другие участники ООО отказываются от ее покупки, то ООО обязано приобрести по требованию участника его долю и выплатить участнику ее действительную стоимость либо, с согласия участника, выдать ему в натуральной форме имущество, соответствующее такой стоимости.
• ООО не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица.
Следует отметить, что в соответствии с Федеральным законом № 312-ФЗ от 30 декабря 2008 года регулирование порядка создания и деятельности ООО будет существенно изменено начиная с 01 июля 2009 года.

Акционерное общество (АО)

Основным нормативным актом, регулирующим деятельность акционерных обществ, созданных в Российской Федерации, является Федеральный закон «Об акционерных обществах» № 208-ФЗ от 26 декабря 1995 года.
В соответствии с Федеральным законом «Об акционерных обществах» акционерные общества могут быть закрытыми (ЗАО) и открытыми (ОАО). Основным юридическим отличием между ЗАО и ОАО является процедура размещения акций и порядок их отчуждения акционерами. Акции, выпускаемые ЗАО, размещаются только среди заранее известного круга лиц (закрытая подписка), а ОАО вправе размещать акции как публично, по открытой подписке, так и по закрытой подписке. Кроме этого, акционеры как ОАО, так и ЗАО вправе отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров и общества. Однако акционеры ЗАО имеют преимущественное право приобретения акций общества при их продаже другими акционерами, а у акционеров ОАО такого преимущественного права нет. Существуют также и другие отличия между ЗАО и ОАО.
ОАО и ЗАО являются юридическими лицами, действующими в соответствии с уставом, утвержденным его учредителями. Оба типа обществ имеют неограниченный срок деятельности, если иное не предусмотрено их уставом. Акционеры ОАО и ЗАО не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков в пределах стоимости приобретенных ими акций.
Число акционеров ОАО не ограничено. Максимальное число акционеров ЗАО не может превышать 50. В противном случае ЗАО должно быть преобразовано в ОАО.
Высшим органом управления АО обоих типов является общее собрание акционеров. В исключительной компетенции общего собрания акционеров находится решение вопросов об изменении устава, утверждении годового отчета, годовой бухгалтерской отчетности, принятие решений о реорганизации или ликвидации АО, а также об избрании совета директоров АО.
Число членов совета директоров определяется уставом или общим собранием акционеров, но не может быть менее пяти членов. В ОАО с более чем 1000 акционеров - владельцев голосующих акций совет директоров должен состоять, по крайней мере, из семи членов, а в ОАО, где число акционеров - владельцев голосующих акций превышает 10 000 - по крайней мере, из девяти членов. Совет директоров избирается куммулятивным голосованием на срок до следующего годового общего собрания акционеров. В АО с числом акционеров - владельцев голосующих акций менее 50 устав общества может предусматривать, что функции совета директоров осуществляет общее собрание акционеров.
Общее собрание акционеров или совет директоров (в случае наделения его соответствующими полномочиями уставом АО) назначают генерального директора (директора), который является исполнительным органом АО, руководит его текущей деятельностью и обладает правом действовать от имени АО без доверенности.
Минимальный уставный капитал ЗАО составляет 100, а ОАО - 1 000 минимальных размеров оплаты труда (по состоянию на 1 апреля 2009 года соответственно - 10 000 руб. и 100 000 руб.). В уставный капитал могут вноситься в том числе и неденежные вклады.
АО вправе выпускать как обыкновенные, так и привилегированные акции. Номинальная стоимость размещенных привилегированных акций не должна превышать 25% от уставного капитала АО. В АО могут образовываться дробные акции. Дробная акция наделяет акционера правами, предоставляемыми акцией соответствующей категории (типа), в объеме, соответствующем части целой акции, которую она составляет.
АО вправе принимать решение о выплате дивидендов по результатам первого квартала, полугодия, девяти месяцев финансового года и (или) по результатам финансового года.
АО не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица.
Для сравнения ниже приведены некоторые важные отличия между АО и ООО:
Каждая обыкновенная акция АО всегда предоставляет ее владельцу одинаковый объем прав. В учредительных документах ООО, напротив, может быть установлено, что владельцы одинаковых долей в уставном капитале ООО имеют разный объем прав.
Акционер АО может выйти из общества только путем отчуждения своих акций другому лицу (расчеты за акции при этом осуществляются между акционером и этим другим лицом). Участник ООО вместо совершения подобной сделки вправе заявить о своем выходе из ООО (после 01 июля 2009 года такой выход будет возможен только, если это предусмотрено в Уставе ООО), передать свою долю самому ООО и получить от ООО пропорциональную часть имущества ООО или его денежный эквивалент в соответствии с процедурой, определенной Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью».

ПРОЦЕДУРЫ РЕГИСТРАЦИИ И РЕГИСТРИРУЮЩИЕ ОРГАНЫ

Представительства и филиалы иностранных юридических лиц

Как уже отмечалось выше, представительства и филиалы иностранных юридических лиц приобретают соответствующий статус путем прохождения процедуры аккредитации.

Аккредитация филиалов иностранных юридических лиц

В соответствии с Федеральным законом «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» № 160-ФЗ от 9 июля 1999 года, филиалы иностранных юридических лиц подлежат аккредитации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 1999 года № 1419 выполнение процедур по аккредитации филиалов иностранных юридических лиц возложено на Государственную регистрационную палату при Министерстве юстиции РФ. Аккредитация филиалов иностранных юридических лиц на территории РФ осуществляется в настоящее время в соответствии с Временным положением, утвержденным Приказом Министерства юстиции РФ от 31 декабря 1999 года.
Для аккредитации филиала в РФ иностранное юридическое лицо представляет в Государственную регистрационную палату пакет документов в соответствии с перечнем, утвержденным Министерством юстиции РФ. Регистрационная палата вправе потребовать предоставления дополнительной, не включенной в перечень, информации о деятельности иностранного юридического лица.
Государственная регистрационная палата осуществляет аккредитацию в срок не более 30-и дней со дня представления иностранным юридическим лицом полного пакета документов. В аккредитации может быть отказано в случае непредставления необходимых документов, а также в некоторых иных исключительных случаях, установленных законодательством.
Филиал считается аккредитованным с момента внесения соответствующей записи в Государственный реестр филиалов иностранных юридических лиц, аккредитованных на территории РФ, и выдачи свидетельства об аккредитации.
Максимальный срок аккредитации филиала иностранного юридического лица - 5 лет. По истечении срока аккредитации деятельность филиала прекращается. По письменному заявлению иностранного юридического лица с приложением необходимого комплекта документов и отчета о деятельности филиала за истекший срок аккредитации, поданному не позднее 30 дней до истечения срока аккредитации филиала, срок аккредитации может быть продлен.
За аккредитацию филиала иностранного юридического лица установлена государственная пошлина в размере 60 ООО руб. Кроме того, Государственной регистрационной палатой установлена плата за аккредитацию филиалов иностранных юридических лиц, в размере от 440 до 1760 долларов США в зависимости от длительности срока аккредитации. Кроме того, дополнительная плата в размере 440 долларов США взимается за срочное (до 7 рабочих дней) проведение аккредитации.

Аккредитация представительств

Размер платы за аккредитацию представительства Государственной регистрационной палатой составляет от 880 до 2200 долларов США в зависимости от длительности срока аккредитации.
Однако следует иметь в виду, что только Государственная регистрационная палата ведет официальный сводный государственный реестр аккредитованных на территории РФ представительств иностранных компаний.
Аккредитация представительств осуществляется в Москве в Государственной регистрационной палате, Торгово-промышленной палате РФ, Федеральном агентстве воздушного транспорта и ряде иных органов на срок от 1 до 3 лет с возможностью последующего продления.

Юридические лица

С 1 июля 2002 года вступил в силу Федеральный закон № 129-ФЗ от 08 августа 2001 года, в настоящее время именуемый «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», которым был установлен порядок государственной регистрации юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, а также при внесении изменений в их учредительные документы.
Закон унифицировал процедуру регистрации юридических лиц на территории РФ, а также установил принципы ведения единого государственного реестра юридических лиц.
В соответствии с Законом государственная регистрация юридических лиц осуществляется в пятидневный срок со дня представления всех необходимых для регистрации документов в регистрирующий орган.
Регистрация осуществляется территориальным органом Федеральной налоговой службы РФ по месту нахождения юридического лица.
Одним из важных новшеств Закона является установление возможности предоставления сведений, содержащихся в государственном реестре юридических лиц, любому лицу по его запросу. В государственном реестре юридических лиц содержатся сведения об уставном капитале, учредителях юридического лица, об адресе его исполнительного органа, а также другая информация и копии учредительных документов.
Федеральным законом № 83-Ф3 от 2 июля 2005 года «О внесении изменений в Федеральный Закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и в статью 49 Гражданского Кодекса Российской Федерации» в Закон были внесены изменения, в соответствии с которыми регистрирующему органу (в настоящее время - Федеральная налоговая служба) предоставляется право принимать решение об исключении юридического лица, прекратившего свою деятельность, из единого государственного реестра юридических лиц. Основаниями для принятия такого решения являются одновременное наличие следующих признаков: юридическое лицо в течение последних 12 месяцев, предшествующих моменту принятия этого решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету.

Ограничение конкуренции и монополистической деятельности

Создание российской коммерческой организации может подлежать предварительному согласованию с Федеральной антимонопольной службой РФ в случае, если ее уставный капитал оплачивается акциями (долями) и (или) имуществом другой коммерческой организации (за исключением финансовой организации), и при этом:
• либо суммарная стоимость активов по последнему балансу учредителей создаваемой организации (их групп лиц) и лиц (их групп лиц), акции (доли) и (или) имущество которых вносятся в качестве вклада в уставный капитал, превышает 3 миллиарда рублей,
• либо если суммарная выручка учредителей создаваемой организации (их групп лиц) и лиц (их групп лиц), акции (доли) и (или) имущество которых вносятся в качестве вклада в уставный капитал, от реализации товаров за последний календарный год превышает 6 миллиардов рублей,
• либо если организация, акции (доли) и (или) имущество которой вносятся в качестве вклада в уставный капитал, включена в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35 процентов.
Кроме того, в случае приобретения акций (долей) ранее созданных российских организаций, лицо, приобретающее право распоряжаться более чем 25% акций (или 1/3 долей в уставном капитале), должно получить предварительное согласие Федеральной антимонопольной службы РФ в случае, если суммарная стоимость активов компании и приобретателя акций (долей), а также компаний и предпринимателей, входящих с приобретателем в одну группу лиц, по последнему балансу превышает 3 миллиарда рублей или если их суммарная выручка от реализации товаров за последний календарный год превышает 6 миллиардов рублей.
Получение согласования либо уведомление Федеральной антимонопольной службы РФ необходимо также в ряде других случаев, предусмотренных российским законодательством о конкуренции.

Ликвидация предприятий. Банкротство

Юридическое лицо может быть ликвидировано:
• по решению его учредителей (участников) либо органа, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе, в связи с истечением срока, на который было создано юридическое лицо; в случае достижения цели, для которой создавалось юридическое лицо;
• по решению суда в случае грубых или неоднократных нарушений законодательства или признания юридического лица банкротом.
Ликвидация юридического лица осуществляется ликвидационной комиссией, которую назначают учредители (участники) юридического лица или орган, принявший решение о ликвидации юридического лица. По завершении ликвидации, учредители (участники) юридического лица - коммерческой организации получают часть имущества юридического лица, оставшуюся после удовлетворения требований кредиторов.
Порядок банкротства юридических лиц определен Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26 октября 2002 года.
В соответствии с этим Законом, правом на обращение в суд с заявлением о признании должника банкротом обладают сам должник, конкурсные кредиторы, а также уполномоченные органы власти.
К должнику применяются следующие процедуры банкротства:
• наблюдение (процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов, когда некоторые сделки могут совершаться должником только с письменного согласия временного управляющего, утверждаемого судом);
• финансовое оздоровление (процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности, контроль за выполнением которого осуществляет административный управляющий);
• внешнее управление (процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности, в рамках которой прекращаются полномочия руководителя должника, а управление делами должника возлагается на внешнего управляющего);
• конкурсное производство (процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов, в рамках которой конкурсный управляющий, утвержденный судом, осуществляет продажу имущества должника и удовлетворяет требования кредиторов); и
• мировое соглашение (процедура банкротства, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами).
Законом предусмотрена также процедура упрощенного банкротства, применяемая к ликвидируемым должникам и отсутствующим должникам.