ИНВЕСТИЦИОННАЯ И ФИНАНСОВАЯ СТРАТЕГИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ

Экономическая ситуация в 2008 году характеризовалась продолжающимся ростом объемов промышленного производства, инвестиций, услуг предприятий связи, ростом денежных доходов населения. В связи с текущей экономической ситуацией указанная тенденция высоких темпов экономического роста Санкт-Петербурга может немного измениться в 2009 году. Однако по оценкам экспертов возобновление экономического роста региона ожидается уже в 2010-2011 годах.
Учитывая то, что Санкт-Петербург является вторым по величине российским городом с относительно высоким уровнем развития экономики, иностранные инвесторы не перестают проявлять большой интерес к данному региону.

КРЕДИТНЫЙ РЕЙТИНГ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

10 декабря 2008 года международное рейтинговое агентство Standard & Poor's подтвердило долгосрочные кредитные рейтинги Санкт-Петербурга на уровне «ВВВ».
Прогноз изменения рейтинга: «Негативный». По оценке представителей рейтингового агентсва к негативным рейтинговым действиям в нынешних экономических условиях могут привести ухудшение текущих показателей бюджета (ввиду сокращения сбора налогов вследствие снижения экономических показателей), сокращение ликвидности и/или накопление крупного прямого долга Санкт-Петербурга. Тем не менее, по итогам января - февраля 2009 года сбор налогов был выше консервативных оценок.

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ НА 2008-2011 ГОДЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА «О ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА НА 2008-2011 ГОДЫ»

В целях повышения уровня конкурентоспособности и динамичного устойчивого роста экономики Санкт-Петербурга в 2008 году Правительством города был принят План мероприятий на 2008-2011 годы по реализации Закона Санкт-Петербурга «О Программе социально-экономического развития Санкт-Петербурга на 2008-2011 годы», предусматривающий среди прочих следующие мероприятия:
• Разработка проекта правового акта о промышленной политике в Санкт-Петербурге;
• Разработка новой редакции методики определения арендной платы за земельные участки;
• Разработка проекта правового акта о порядке установления льготной арендной платы в отношении объектов культурного наследия, находящихся в собственности Санкт-Петербурга;
• Разработка нормативного правового акта Правительства Санкт-Петербурга, направленного на реализацию Закона №627-100 «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах»;
• Подготовка проектов соглашений между Правительством Санкт-Петербурга и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами государственной власти и местного самоуправления регионов и городов стран мира, российскими и зарубежными предприятиями и организациями о торгово-экономическом, инвестиционном, научно-техническом, культурном сотрудничестве;
• Выполнение Плана мероприятий по развитию потребительского рынка Санкт-Петербурга на 2008-2011 годы;
• Реализация Стратегии развития транспортно-логистического комплекса Санкт-Петербурга;
• Реализация Концепции развития терминально-складской инфраструктуры Санкт-Петербурга;
• Разработка предложений по реализации крупнейших инвестиционных проектов, требующих внесения значительных инвестиций, и соглашений по осуществлению деятельности по созданию, реконструкции или эксплуатации объектов, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, на основе концессионных соглашений и государственно-частного партнерства.

СОВЕТ ПО СОДЕЙСТВИЮ ИНВЕСТИЦИЯМ

10 февраля 1997 года при Губернаторе Санкт-Петербурга был создан Совет по содействию иностранным инвестициям (далее «Совет»), который являлся консультативно-совещательным органом, призванным содействовать созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику Санкт-Петербурга, повышению активности российских и зарубежных инвесторов в Санкт-Петербурге.
В 2002 году, исходя из принципа создания равных условий для отечественных и иностранных инвесторов, Совет был переименован в Совет по содействию инвестициям.
В задачи Совета в настоящее время входит:
• анализ и обобщение отечественного и зарубежного опыта по привлечению инвестиций;
• организация взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга по вопросам реализации городской инвестиционной политики;
• обсуждение и принятие согласованных решений при подготовке проектов нормативных актов федерального и городского значения.
В состав Совета входят: председатель - Губернатор Санкт-Петербурга, два его заместителя, ответственный секретарь и восемнадцать членов Совета. Членами Совета являются представители органов государственной власти Санкт-Петербурга, а также представители предприятий, организаций, учреждений, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Санкт-Петербурга.

Комиссия по инвестиционным конфликтам при Совете по содействию инвестициям

2 октября 2000 года в целях улучшения инвестиционного климата в Санкт-Петербурге была создана Комиссия по инвестиционным конфликтам. Это постоянно действующий консультативно-совещательный орган, призванный оказывать содействие осуществляемой в Санкт-Петербурге инвестиционной деятельности с участием иностранных инвесторов путем урегулирования противоречий, возникающих при взаимодействии субъектов инвестиционной деятельности, Администрации Санкт-Петербурга и организаций Санкт-Петербурга.
Предметами ее рассмотрения являются конфликтные ситуации, возникающие при осуществлении инвестиционной деятельности с участием иностранных инвесторов. Решения Комиссии носят рекомендательный характер и могут служить основанием для принятия органами государственной власти Санкт-Петербурга соответствующих правовых актов.

БЮДЖЕТ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА НА 2009 ГОД

Бюджет доходов и расходов утвержден Законом Санкт-Петербурга №730-129 «О бюджете Санкт-Петербурга на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» от 01 декабря 2008 года.
В бюджете на 2009 год утвержден общий объем доходов бюджета Санкт-Петербурга в сумме 377 миллиардов рублей, общий объем расходов бюджета Санкт-Петербурга в сумме 397,1 миллиардов рублей и установлен предельный размер дефицита бюджета Санкт-Петербурга в сумме 20,1 миллиардов рублей.

ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ЗАКОНЫ

В настоящее время в Санкт-Петербурге действует ряд инвестиционных законов, стимулирующих инвестиционную активность на территории города и предоставляющих дополнительные льготы инвесторам:
• Закон Санкт-Петербурга от 30 июля 1998 года № 185-36 «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Санкт-Петербурга»;
• Закон Санкт-Петербурга от 14 июля 1995 года № 81-11 «О налоговых льготах»;
• Закон Санкт-Петербурга от 17 июня 2004 года № 282-43 «О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства и реконструкции».
• Закон Санкт-Петербурга от 03 декабря 2008 года № 742-136 «О стратегических инвестиционных проектах, стратегических инвесторах и стратегических партнерах Санкт-Петербурга»

Закон «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Санкт-Петербурга»

Закон определяет формы оказания государственной поддержки инвесторам. Поддержка инвестиций может осуществляться в предоставлении инвесторам:
• поручительств Санкт-Петербурга при привлечении ими средств для осуществления инвестиций в объеме средств, предусматриваемых ежегодно в бюджете Санкт-Петербурга на эти цели;
• налоговых льгот по налогам, зачисляемым в бюджет Санкт-Петербурга;
• льготных условий при аренде недвижимого имущества Санкт-Петербурга;
• поддержки с использованием средств бюджета Санкт-Петербурга.
Согласно Закону, бюджетные средства для поддержки инвесторов могут использоваться:
• для предоставления компенсационных выплат инвестору, намеревающемуся осуществить инвестиционную деятельность, направленную на реализацию приоритетных для Санкт-Петербурга инвестиционных программ;
• для предоставления инвесторам займов;
• для участия в создании хозяйственных товариществ и обществ;
• для размещения государственного заказа Санкт-Петербурга на продукцию, работы, услуги, производимые предприятием, осуществляющим инвестиции.

Налоговые льготы, действующие в Санкт-Петербурге

Налоговые льготы для организаций, осуществляющих инвестиционную деятельность

Законодательством Санкт-Петербурга предусмотрен ряд льгот по налогу на имущество и налогу на прибыль в части, зачисляемой в бюджет Санкт-Петербурга, в отношении организаций, осуществляющих инвестиционную деятельность и отвечающих следующим критериям:

а) Осуществление вложений для производственных и (или) управленческих целей на сумму 3 млрд. рублей (88 млн. долларов США) и более

Для организаций, осуществляющих производственную и обрабатывающую деятельность и осуществляющих вложения в основные средства (в том числе полученные в качестве вклада в уставный капитал и за исключением полученных безвозмездно и по договору лизинга) на территории Санкт-Петербурга при объеме вложений для производственных и (или) управленческих целей 3 млрд. рублей (88 млн. долларов США) и более предусмотрены следующие налоговые льготы:
• снижение ставки по налогу на прибыль в части, зачисляемой в бюджет Санкт-Петербурга до 13,5% (общеустановленная ставка - 18%);
• освобождение от уплаты налога на имущество в отношении принятых к бухгалтерскому учету и введенных в эксплуатацию объектов основных средств (в том числе полученных в качестве вклада в уставный капитал и за исключением полученных безвозмездно и по договору лизинга) на сумму 3 млрд. рублей (88 млн. долларов США) и более.
Данные льготы предоставляются в том случае, если сумма вложений в основные средства, рассчитанная в особом порядке, превысила указанные пороговые значения инвестиций по итогам трех любых календарных лет подряд, начиная с 2007 года. Льготы предоставляются на пять календарных лет.

б) Осуществление вложений для производственных целей на сумму 150 млн. рублей (4,4 млн. долларов США) и более

Для организаций, осуществляющих вложения в основные средства на территории Санкт-Петербурга, предусмотрены следующие налоговые льготы:
• устанавливается ставка налога на прибыль в размере 15,5% в части, зачисляемой в бюджет Санкт-Петербурга, если объем инвестиций для производственных целей составляет от 150 млн. рублей (4,4 млн. долларов США), и 13,5% при объеме вложений для производственных целей 300 млн. рублей (8,8 млн. долларов США) и более;
• для организаций, осуществляющих вложения в основные средства для производственных целей на территории Санкт-Петербурга на сумму не менее 150 млн. рублей (4,4 млн. долларов США), устанавливается ставка налога на имущество в размере 1,1% в отношении остаточной стоимости этих основных средств.

в) Осуществление определенных видов деятельности (в том числе производство компьютеров, телекоммуникационного оборудования и медицинской аппаратуры)

Для организаций, осуществляющих определенные виды деятельности (в том числе производство компьютеров, телекоммуникационного оборудования и медицинской аппаратуры), предусмотрена следующая налоговая льгота:
• снижение ставки налога на прибыль до 13,5% в части, зачисляемой в бюджет Санкт-Петербурга, если выручка от вышеуказанных видов деятельности составляет не менее 80% суммарного дохода, и объем инвестиций составляет не менее 50 млн. рублей (1,5 млн. долларов США).
Льготы, указанные в пп. б) и в), предоставляются в том случае, если сумма вложений в основные средства, рассчитанная в особом порядке, превысила указанные пороговые значения инвестиций по итогам любого календарного года, на срок 3 года.
Льготы, указанные пп. а), б) и в), предоставляются при условии, что основные средства, в которые были осуществлены вложения, не отчуждаются на протяжении срока, на который предоставлена льгота, либо отчуждаются в таких размерах, что их общая стоимость не становится меньше указанных пороговых значений.
Налогоплательщик утрачивает право на применение льгот, указанных в пп. а), б) и в), начиная с первого числа первого месяца календарного года, следующего за календарным годом, по результатам которого общая сумма налогов и сборов (включая авансовые платежи), подлежащих уплате (начисленных) в бюджет Санкт-Петербурга, составила менее соответствующей общей суммы налогов и сборов (включая авансовые платежи), подлежащих уплате (начисленных) в бюджет Санкт-Петербурга в базовом году (году, предшествующему началу применения льгот). При расчете общей суммы налогов и сборов (включая авансовые платежи), подлежащих уплате (начисленных) в бюджет Санкт-Петербурга в базовом году не учитываются суммы налога на имущество организаций (включая авансовые платежи), подлежащего уплате (начисленного) в бюджет Санкт-Петербурга в отношении осуществленных вложений.
Помимо этого, от уплаты налога на имущество освобождаются организации, осуществляющие определенные виды деятельности (организации, основным видом деятельности которых является изготовление специального оборудования, обеспечивающего жизнедеятельность инвалидов, жилищно-строительные кооперативы, а также религиозные организации).

Особые экономические зоны

По результатам конкурса на право создания особых экономических зон (ОЭЗ) в Санкт-Петербурге создается ОЭЗ технико-внедренческого типа. ОЭЗ размещается на двух площадках: на первом этапе планируется освоить территорию «Ной-дорф» (поселок Стрельна) площадью 30 гектаров, а на втором - район Ново-Орловского лесопарка площадью 130 гектаров. Здесь разместятся компании, работающие в сфере высоких технологий, а также проектные и исследовательские организации.
Резиденты ОЭЗ пользуются следующими преимуществами:

а) В соответствии с федеральным законодательством

• Ставка ЕСН для резидентов ОЭЗ снижена (максимальная ставка составляет 14% вместо 26%).
• Товары, ввозимые на таможенную территорию РФ с территории иностранных государств, товары, ввозимые на территорию ОЭЗ с остальной части таможенной территории РФ, а также товары, находящиеся на территории ОЭЗ и приобретаемые у лиц, не являющихся резидентами ОЭЗ, будут помещаться резидентами ОЭЗ под таможенный режим свободной таможенной зоны.
Свободная таможенная зона - таможенный режим, при котором иностранные товары размещаются и используются в пределах территории ОЭЗ без уплаты таможенных платежей и НДС, а также без применения к ним запретов и ограничений экономического характера, а российские товары размещаются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин.
• Освобождение от налога на имущество в течение 5 лет с момента постановки имущества на учет при условии использования имущества на территории ОЭЗ в рамках соглашения о создании ОЭЗ.
• Освобождение от земельного налога на срок 5 лет с момента возникновения права собственности на земельный участок, предоставленный резиденту ОЭЗ.

б) В соответствии с законодательством Санкт-Петербурга

• Ставка налога на прибыль в части, зачисляемой в бюджет Санкт-Петербурга, снижена до 13,5% (общеустановленная ставка - 18%).
• Освобождение от транспортного налога на срок 5 лет с момента регистрации в ОЭЗ транспортного средства.

Закон «О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства и реконструкции»

Данный Закон определяет порядок и условия предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для целей осуществления инвестиционной деятельности, если результатом такой деятельности является вновь созданное недвижимое имущество. Этим Законом также определяется порядок предоставления лицам, имеющим имущественные права на объекты недвижимости, находящиеся в собственности Санкт-Петербурга, разрешений на их реконструкцию и строительство, а также определяются органы государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченные принимать решения о развитии застроенных территорий в Санкт-Петербурге.
Закон содержит определение инвесторов. Инвесторы - физические и юридические лица, а также создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, государственные органы, органы местного самоуправления, а также иностранные субъекты предпринимательской деятельности.

Закон «О стратегических инвестиционных проектах, стратегических инвесторах и стратегических партнерах Санкт-Петербурга»

Закон определяет статус стратегического инвестиционного проекта, стратегического инвестора, стратегического партнера Санкт-Петербурга, установливает порядок признания лиц стратегическими инвесторами, стратегическими партнерами Санкт-Петербурга и признания инвестиционных проектов стратегическими инвестиционными проектами Санкт-Петербурга.
Закон устанавливает следующие необходимые условия для признания инвестиционного проекта стратегическим инвестиционным проектом:
1) улучшение в результате реализации инвестиционного проекта социально-экономических и культурных условий жизни жителей Санкт-Петербурга;
2) повышение инвестиционной привлекательности Санкт-Петербурга;
3) развитие в Санкт-Петербурге одной из важнейших отраслей народного хозяйства: инвестиционного рынка, промышленности, туризма, науки, культуры и образования, информационных технологий и инноваций, финансовой отрасли, транспортно-транзитной и логистической отрасли, а также других отраслей;
4) содействие в результате реализации инвестиционного проекта развитию отдельных территорий Санкт-Петербурга, Санкт-Петербурга в целом и(или) отдельных отраслей городского хозяйства.
Стратегический инвестиционный проект также должен отвечать совокупности следующих требований:
1) наличие экономической эффективности стратегического инвестиционного проекта с учетом срока его окупаемости и прибыльности;
2) обеспечение совокупного объема инвестирования в развитие промышленности, транспортно-логистического комплекса не менее 3 млрд руб., а в иные инвестиционные проекты - не менее 15 млрд руб.;
3) использование наукоемких, энергосберегающих, ресурсосберегающих, а также иных высокоэкономичных технологий в случае, если стратегический инвестиционный проект связан с промышленным производством.
Закон также устанавливает основные условия реализации стратегического инвестиционного проекта и соглашений со стратегическим инвестором и стратегическим партнером.

ПРИВАТИЗАЦИЯ

В соответствии с Федеральным законом № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», который был введен в действие 27 апреля 2002 года, приватизация государственного и муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Закон не устанавливает специальных ограничений для иностранных лиц на участие в приватизации.
Ограничения участия отдельных категорий юридических лиц (как российских, так и иностранных) в приватизации государственного и муниципального имущества могут устанавливаться федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороноспособности и безопасности государства.
Законным средством платежа при продаже государственного и муниципального имущества является российский рубль. Иностранная валюта может использоваться при продаже государственного имущества, находящегося за пределами территории Российской Федерации.
Оплата государственного или муниципального имущества, приобретаемого путем приватизации, производится единовременно или в рассрочку. При этом рассрочка не может предоставляться более, чем на один год.
Сохранен институт «Золотой акции». «Золотая акция» представляет собой специальное право на участие Российской Федерации или субъектов Российской Федерации в управлении открытым акционерным обществом, созданным при приватизации (в том числе право вето при принятии общим собранием акционеров по ряду важнейших вопросов деятельности общества). Данное специальное право может быть использовано с момента отчуждения из государственной собственности 75 процентов акций открытого акционерного общества, в отношении которого принято решение об использовании этого специального права.