ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ТРЕБУЮЩИЕ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ

В Российской Федерации отдельные виды деятельности осуществляются юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы, а также физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, только на основании лицензии - специального разрешения государственных органов, уполномоченных на ведение лицензирования. Лицензия является официальным документом, который разрешает осуществление указанного в нем вида деятельности в течение установленного срока.
В настоящее время виды деятельности предприятий и предпринимателей, требующие получения лицензии, порядок и условия лицензирования определены в Федеральном законе от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в редакции от 30 декабря 2008 года).
Необходимо отметить, что действие этого Закона не распространяется на следующие виды деятельности, лицензирование которых регулируется иными федеральными законами и другими нормативными актами:
• деятельность кредитных организаций;
• деятельность, связанную с защитой государственной тайны;
• деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
• деятельность в области связи;
• биржевую деятельность;
• деятельность в области таможенного дела;
• нотариальную деятельность;
• страховую деятельность;
• деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг;
• осуществление внешнеэкономических операций;
• приобретение оружия и патронов к нему;
• использование результатов интеллектуальной деятельности лицами, обладающими правами на такое использование в силу Федерального закона или договора;
• использование орбитально-частотных ресурсов и радиочастот для осуществления телевизионного вещания и радиовещания (в том числе вещания дополнительной информации);
• использование природных ресурсов, в том числе недр, лесов, объектов растительного и животного мира;
• деятельность, работы и услуги в области использования атомной энергии;
• образовательную деятельность;
• деятельность инвестиционного фонда;
• деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами;
• деятельность специализированного депозитария инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;
• деятельность негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию.

ПОЛУЧЕНИЕ ЛИЦЕНЗИИ

Условия лицензирования разных видов деятельности имеют общие черты.
По общему правилу, для получения лицензии соискатель направляет или представляет в соответствующий лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, в котором указываются:
• полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, - для юридического лица;
• фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель, данные документа, удостоверяющего его личность, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, - для индивидуального предпринимателя;
• идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;
• лицензируемый вид деятельности, который соискатель лицензии намерен осуществлять.
К заявлению о предоставлении лицензии, по общему правилу, прилагаются:
• копии учредительных документов (с представлением оригиналов в случае, если верность копий не засвидетельствована в нотариальном порядке) - для юридического лица;
• документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;
• копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о наличии у соискателя лицензии возможности выполнения лицензионных требований и условий, в том числе документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрено федеральными законами.
Требование от соискателя лицензии представления иных документов, не предусмотренных Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности», не допускается.
За рассмотрение лицензирующим органом заявления соискателя лицензии о предоставлении лицензии, по общему правилу, взимается государственная пошлина в размере 300 рублей.
За предоставление лицензии взимается государственная пошлина в размере от 100 до 100 000 рублей в зависимости от вида лицензируемой деятельности.
По общему правилу, лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий сорока пяти дней со дня поступления от соискателя лицензии заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов. Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности могут устанавливаться более короткие сроки принятия решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии.
Лицензирующий орган обязан в указанный срок уведомить соискателя лицензии о принятии решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии. Выдача документа, подтверждающего наличие лицензии, проводится, как правило, в течение трех дней после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за предоставление лицензии.
Уведомление об отказе в предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием причин отказа, в том числе реквизитов акта проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий, если причиной отказа является невозможность выполнения соискателем лицензии указанных требований и условий.
Основаниями для отказа в предоставлении лицензии являются:
• наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;
• несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям.
По заявлению соискателя лицензии или лицензиата в отношении отдельных видов деятельности, прямо предусмотренных Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности», может применяться упрощенный порядок лицензирования при условии заключения соискателем лицензии или лицензиатом договора страхования гражданской ответственности либо при наличии у лицензиата сертификата соответствия осуществляемого им лицензируемого вида деятельности международным стандартам. Перечень сертификатов соответствия осуществляемого лицензиатом лицензируемого вида деятельности международным стандартам, а также существенные условия договора страхования гражданской ответственности соискателя лицензии или лицензиата, при наличии которых может применяться упрощенный порядок лицензирования, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Срок действия лицензии устанавливается в зависимости от специфики вида деятельности, но, по общему правилу, не может быть менее пяти лет. Продление срока действия лицензии производится в порядке переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии. Кроме того, лицензии выдаются отдельно на каждый вид деятельности. Передача лицензии другому юридическому или физическому лицу запрещается. Лицензия теряет юридическую силу в случае ликвидации юридического лица или прекращения его деятельности в результате реорганизации, за исключением реорганизации путем преобразования, либо прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.
В случае реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования или места его нахождения, либо изменения имени или места жительства индивидуального предпринимателя, а также в случае изменения адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности и в иных предусмотренных федеральным законом случаях лицензиат, его правопреемник либо иное предусмотренное федеральным законом лицо обязаны подать заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии. Заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, подается лицензиатом в лицензирующий орган не позднее чем через пятнадцать дней со дня внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц или единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей либо со дня изменения адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, если федеральным законом не предусмотрено иное.
Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, может осуществляться на всей территории Российской Федерации. При этом деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, может без дополнительных условий осуществляться на территории данного субъекта Российской Федерации. На территориях иных субъектов Российской Федерации такая деятельность может осуществляться при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Лицензирующие органы вправе приостанавливать действие лицензии в случае привлечения лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий к административной ответственности в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В случае вынесения судьей решения об административном приостановлении деятельности лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий, лицензирующий орган в течение суток со дня вступления данного решения в законную силу приостанавливает действие лицензии на срок административного приостановления деятельности лицензиата.
Лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего в случае, если в установленный судьей срок лицензиат не устранил нарушения, повлекшие за собой административное приостановление деятельности лицензиата.
Лицензиат обязан уведомить в письменной форме лицензирующий орган об устранении им нарушения лицензионных требований и условий, повлекшего за собой административное приостановление деятельности лицензиата.
Действие лицензии возобновляется лицензирующим органом со дня, следующего за днем истечения срока административного приостановления деятельности лицензиата, или со дня, следующего за днем досрочного прекращения исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности лицензиата.
Срок действия лицензии на время приостановления ее действия не продлевается.

ОРГАНЫ, УПОЛНОМОЧЕННЫЕ НА ВЕДЕНИЕ ЛИЦЕНЗИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Лицензионная деятельность в РФ осуществляется как федеральными органами исполнительной власти, так и органами исполнительной власти субъектов РФ. Правительство РФ определяет федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности, а также устанавливает виды деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ.
В Санкт-Петербурге лицензирование видов деятельности, подлежащих лицензированию органами исполнительной власти субъектов РФ, по общему правилу, осуществляет Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли Санкт-Петербурга. Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли действует на основании Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 10 февраля 2004 года № 177.
Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли:
190000, Санкт-Петербург, Вознесенский пр., 16
В Ленинградской области функции по лицензированию видов деятельности, лицензирование которых отнесено к компетенции органов исполнительной власти субъектов РФ, по общему правилу, осуществляются единым органом - Комитетом экономического развития Ленинградской области.
Федеральные органы исполнительной власти (агентства, службы и иные ведомства) осуществляют лицензирование всех иных видов деятельности, лицензирование которых не отнесено к компетенции органов власти субъектов федерации.