НАЛОГИ

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Общая характеристика налоговой системы

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов.
Налоговый Кодекс РФ состоит из двух частей. Первой частью Налогового Кодекса РФ установлены общие принципы налогообложения в Российской Федерации, в том числе:
• виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
• основания возникновения (изменения, прекращения) обязанностей по уплате налогов и сборов и порядок их исполнения;
• права и обязанности участников налоговых правоотношений;
• вопросы налогового контроля;
• ответственность за совершение налоговых правонарушений;
• порядок обжалования действий (бездействия) налоговых органов и их должностных лиц и другие.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой конкретных налогов, регулируются главами второй части Налогового Кодекса РФ. В настоящее время второй частью Налогового Кодекса РФ установлен порядок исчисления и уплаты следующих основных налогов и сборов:
• НДС;
• Акцизов;
• Налога на доходы физических лиц;
• Единого социального налога;
• Налога на прибыль организаций;
• Сбора за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
• Водного налога;
• Государственной пошлины;
• Налога на добычу полезных ископаемых;
• Транспортного налога;
• Налога на игорный бизнес;
• Налога на имущество организаций;
• Земельного налога.
Налоговый Кодекс РФ не устанавливает порядок исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц, который регулируется в настоящее время отдельным законом.
Налоговым Кодексом РФ введен также ряд специальных налоговых режимов (см. п. 6.2.12).

Налоговые органы

Налоговыми органами в Российской Федерации являются Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы в Российской Федерации, входящие в состав Министерства финансов РФ.
Налоговым органам предоставлены определенные права, такие как право проведения налоговых проверок, истребования документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, приостановления операций по счетам лиц в банках, ареста имущества налогоплательщиков и т.д.
Налоговые органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий / бездействия или неправомерных действий / бездействия соответствующих должностных лиц. Причиненные налогоплательщикам убытки возмещаются за счет средств федерального бюджета.

Регистрация организаций в налоговых органах

Все организации подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту своего нахождения, по месту нахождения их обособленных подразделений, в частности, филиалов и представительств, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.
Иностранная организация подлежит постановке на учет в налоговых органах при наличии в России имущества этой организации, обособленного подразделения, постоянного представительства в налоговых целях (см. п. 6.1.4), а также при открытии банковских счетов и в некоторых других случаях.

Представительство иностранного юридического лица

Следует различать постоянное представительство иностранного юридического лица для налоговых целей и представительство как обособленное подразделение иностранного юридического лица в Российской Федерации. Термин «постоянное представительство» в налоговом законодательстве РФ применяется только для определения налогового статуса иностранного юридического лица и не имеет организационно-правового значения. Под «постоянным представительством» в целях налогового законодательства понимается филиал, представительство, отделение, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности, через которое иностранная организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации, связанную с осуществлением определенных видов деятельности, за исключением деятельности подготовительного и вспомогательного характера.
Иностранная организация обязана встать на учет в налоговом органе в случае, если данная организация осуществляет или намеревается осуществлять деятельность в Российской Федерации через отделение в течение периода, превышающего 30 календарных дней в году независимо от того, будет ли ее деятельность создавать постоянное представительство для целей налогообложения или нет.
Иностранные организации не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода (квартала), представляют в налоговые органы декларации по налогу на прибыль. По окончании налогового периода (года), не позднее 28 марта следующего года, иностранные организации представляют в налоговые органы налоговые декларации и годовой отчет о деятельности в Российской Федерации. Обособленное подразделение иностранной компании в России и ее головной офис за границей являются одним юридическим лицом, поэтому средства, перечисляемые головным офисом на финансирование деятельности его представительства в РФ, не подлежат обложению какими-либо налогами в России.

НАЛОГИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

В соответствии с Налоговым Кодексом РФ в Российской Федерации установлены и взимаются следующие виды налогов и сборов:
• федеральные налоги и сборы;
• региональные налоги и сборы;
• местные налоги и сборы.

Федеральные налоги

Федеральными признаются налоги и сборы, установленные законодательством и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации.
По состоянию на 1 апреля 2009 г. взимаются следующие основные федеральные налоги и сборы:
• налог на прибыль организаций;
• налог на добавленную стоимость;
• акцизы;
• налог на доходы физических лиц;
• единый социальный налог;
• налог на добычу полезных ископаемых.

Региональные и местные налоги, взимаемые в Санкт-Петербурге

Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые в соответствии с Налоговым Кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов Российской Федерации.
Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые в соответствии с Налоговым Кодексом РФ и нормативными актами муниципальных образований о налогах и обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. Местным (региональным) законодательством могут быть установлены только те налоги или сборы, которые предусмотрены Налоговым Кодексом РФ.
При этом органами местного самоуправления определяются следующие элементы налогообложения:
• налоговые льготы;
• налоговые ставки в пределах, установленных Итоговым Кодексом РФ;
• порядок и сроки уплаты налога.
Региональные и местные налоги и сборы в Санкт-Петербурге устанавливаются и вводятся в действие законами Санкт-Петербурга.
По состоянию на 1 апреля 2009 г. в Санкт-Петербурге взимаются, в частности, следующие региональные и местные налоги и сборы;
• транспортный налог;
• налог на имущество организаций;
• земельный налог;
• налог на игорный бизнес.

Налог на прибыль

Объектом обложения налогом является прибыль налогоплательщика, определяемая как доход, уменьшенный на величину произведенных расходов.
Доходами налогоплательщика являются доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, а также внереализационные доходы. Расходами признаются экономически оправданные и документально подтвержденные затраты, если они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Доходы и расходы для целей исчисления налога на прибыль признаются по начислению. Возможность перехода на кассовый метод признания доходов и расходов предусмотрена лишь для налогоплательщиков с небольшими оборотами по реализации (менее 1 миллиона рублей за квартал).
Законодательство о налоге на прибыль содержит ряд норм, имеющих существенные отличия от норм, предусмотренных законодательством по бухгалтерскому учету. Основными из них являются различия:
• в формировании первоначальной стоимости основных средств;
• в правилах начисления амортизации (в частности, для целей налогообложения амортизация может исчисляться двумя способами, в то время как для бухгалтерского учета - четырьмя);
• часть расходов может быть учтена для целей налогообложения только в определенных пределах.
Расходы сверх допустимых нормативов не могут быть отнесены на уменьшение доходов для целей налогообложения. К нормируемым относятся следующие виды расходов: некоторые виды расходов на рекламу, представительские расходы, расходы на добровольное страхование сотрудников, расходы на уплату процентов по долговым обязательствам и др.
Проценты по кредитам и займам относятся к расходам в пределах установленных лимитов независимо от того, кем и на какие цели такие кредиты и займы были предоставлены.
Однако для целей налогообложения предусмотрено особое правило учета процентов по долговым обязательствам в отношении:
• обязательств российской организации перед иностранной компанией, прямо или косвенно владеющей более 20% уставного капитала российской организации;
• обязательств российской организации перед российскими организациями, признаваемыми аффилированными лицами по отношению к иностранной организации, владеющей прямо либо косвенно более 20% уставного капитала российской организации-заемщика;
• обязательств, в отношении которых указанная иностранная организация или аффилированная российская организация выступает поручителем или гарантом;
и при этом
• общий размер долговых обязательств перед данной иностранной компанией более чем в 3 раза превышает размер собственного капитала российской организации (для банков и лизинговых организаций - более чем в 12,5 раз).
В этом случае рассчитывается предельная величина процентов по долговым обязательствам перед иностранной компанией, которые могут быть приняты в качестве расходов при исчислении налога на прибыль. Сумма процентов, превышающая предельный размер, приравнивается к дивидендам и облагается налогом в порядке, установленном для дивидендов.
В целях исчисления налога на прибыль налогоплательщики обязаны одновременно с бухгалтерским вести налоговый учет по объектам и хозяйственным операциям, для которых налоговым законодательством предусмотрен иной порядок их группировки и учета. Налоговый учет ведется налогоплательщиком в специально разработанных аналитических регистрах.
Для всех налогоплательщиков установлена единая ставка налога в размере 20%, в т.ч. 2% уплачивается в федеральный бюджет, 18% - в бюджет субъекта федерации. При этом законодательные органы субъектов федерации имеют право снижать ставку налога в части сумм, зачисляемых в бюджет субъекта федерации до 13,5%.
Действующее законодательство о налоге на прибыль не предусматривает льгот, кроме льготы в части прибыли, направленной на покрытие убытков прошлых лет. Период, на который может быть перенесен убыток, составляет 10 лет.
Иностранные организации, чья деятельность создает в Российской Федерации постоянное представительство для целей налогообложения, являются плательщиками налога на прибыль по правилам, установленным для российских организаций в части, не противоречащей соответствующим международным соглашениям об избежании двойного налогообложения. Иностранные организации, чья деятельность не создает постоянного представительства, получающие доход от источников в Российской Федерации, уплачивают в России налог с этого дохода, взимаемый у источника выплаты (см. п. 6.3).
Доходы в виде дивидендов, получаемые российскими организациями, облагаются налогом на доходы по ставке 0 процентов в случае выполнения следующих условий:
• организация, получающая дивиденды, должна непрерывно в течение 365-дневного срока (или более) до принятия решения о выплате дивидендов владеть не менее чем 50-процентным вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале (фонде) организации, выплачивающей дивиденды, или депозитарными расписками, дающими право на получение дивидендов;
• стоимость вклада (доли) или депозитарных расписок превышает 500 млн. руб. (14,7 млн. долларов США);
• если дивиденды выплачивает иностранная организация, то нулевая ставка применяется, если государство постоянного местонахождения такой иностранной организации не включено в перечень офшорных зон, утвержденный Приказом Минфина России от 13.11.2007 №108н.
В иных случаях доходы в виде дивидендов, получаемые российскими организациями, облагаются по ставке 9 процентов.
Налоговым периодом по налогу признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года.

Налог на добавленную стоимость

НДС облагаются операции по реализации товаров, работ или услуг на территории Российской Федерации, по выполнению строительно-монтажных работ для собственного потребления, по ввозу товаров на территорию Российской Федерации и некоторые другие операции.
Моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из следующих дат:
а) день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
б) день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
В настоящее время НДС взимается по основной ставке 18% в отношении большинства товаров, работ и услуг.
Более низкая ставка в размере 10% применяется в отношении определенных товаров, таких как продукты питания, товары для детей, лекарственные средства и изделия медицинского назначения, периодические печатные издания, за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера и др.
Ставка 0% применяется в отношении экспортируемых товаров, а также работ и услуг, непосредственно связанных с производством и реализацией экспортируемых товаров, при условии предоставления соответствующих подтверждающих документов в налоговые органы в течение 180 дней (270 дней - для товаров помещенных под таможенный режим экспорта в период с 1 июля 2008 года по 31 декабря 2009 года), считая с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта. Такими документами являются контракт на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг, выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации товаров (услуг), таможенная декларация (ее копия) с отметками таможни об экспорте товара и копии транспортных, товаросопроводительных и иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории РФ. Если по истечении 180 дней (270 дней - на период с 1 июля 2008 по 31 декабря 2009 года) требуемые документы не представлены, операции по поставке товаров, выполнению работ или оказанию услуг подлежат налогообложению по ставкам 10% или 18%, соответственно.
Не облагаются НДС ввоз на территорию Российской Федерации технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему в качестве вклада в уставный капитал организации (данное положение вступит в силу после утверждения Правительством Российской Федерации перечня технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации), реализация медицинской техники по перечню, утвержденному Правительством РФ, оказание основных видов медицинских услуг, оказание финансовых услуг по предоставлению займа в денежной форме и ряд других операций.
НДС, подлежащий уплате в бюджет, определяется как разница между суммами налога, начисленными при поставке товаров (работ, услуг), и суммами налога, выставленными поставщиками при покупке товаров (работ, услуг), или уплаченными таможенным органам. Вычеты НДС производятся только на основании счетов-фактур, оформленных в установленном порядке и полученных от продавцов при приобретении товаров, работ или услуг для использования в деятельности, подлежащей обложению НДС, а также первичных документов, подтверждающих ввоз товара на таможенную территорию РФ и уплату соответствующих сумм НДС таможенным органам.
Иностранные юридические лица также являются плательщиками НДС в отношении оборотов по реализации товаров, работ, услуг на территории Российской Федерации. Если иностранное юридическое лицо не зарегистрировано в российских налоговых органах, а его деятельность является объектом обложения НДС на территории Российской Федерации, то обязанность по уплате НДС за него возлагается на покупателя, выступающего в качестве налогового агента, как на российское, так и на иностранное юридическое лицо, зарегистрированное в российских налоговых органах. При выплате дохода по сделке, подлежащей обложению НДС, иностранному юридическому лицу налоговый агент обязан удержать сумму налога и перечислить ее в бюджет Российской Федерации.
Налоговым периодом по НДС для всех налогоплательщиков является квартал. С 3 квартала 2008 года уплата НДС за истекший налоговый период может производиться равными долями не позднее 20 числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом.

Акцизы

Подакцизными товарами являются спирт этиловый, спиртосодержащая продукция с объемной долей спирта более 9 процентов (за исключением лекарственных и парфюмерно-косметических средств), алкогольная продукция, пиво, табачная продукция, бензин автомобильный, бензин прямогонный, дизельное топливо, моторные масла, легковые автомобили и мотоциклы с мощностью двигателя более 150 л.с.
Объектом налогообложения, в частности, являются следующие операции:
• реализация подакцизных товаров собственного производства на территории Российской Федерации;
• передача произведенных подакцизных товаров на переработку на давальческой основе;
• передача на территории Российской Федерации лицами произведенных ими из давальческого сырья подакцизных товаров собственнику указанного сырья либо другим лицам;
• ввоз на территорию Российской Федерации подакцизных товаров.
Реализация подакцизных товаров на экспорт освобождается от налогообложения. Для получения освобождения налогоплательщик обязан представить в налоговые органы документы, подтверждающие факт экспорта подакцизных товаров. Перечень документов аналогичен перечню, установленному для подтверждения экспорта в целях уплаты НДС (см. п. 6.2.4). При этом налогоплательщик освобождается от уплаты акциза непосредственно в момент вывоза товаров в режиме экспорта при наличии поручительства уполномоченного банка / банковской гарантии, которые должны предусматривать обязанность банка уплатить причитающуюся сумму акциза и пеней в случае непредставления налогоплательщиком в течение 180 дней документов, подтверждающих факт экспорта. В случае если такое поручительство отсутствует, акциз должен быть уплачен налогоплательщиком при вывозе товаров и подлежит возврату или зачитывается налоговыми органами после представления налогоплательщиком документов, подтверждающих факт экспорта.
Ставки акцизов могут быть установлены как в процентах, так и в твердых суммах к объему реализованных подакцизных товаров в натуральном выражении. Например, ставка акциза на 2009 год на автомобильный бензин установлена в размере от 2 657 руб. до 3 629 руб. за 1 т, на дизельное топливо - 1 080 руб. за 1 т, на пиво - от 0 руб. до 9 руб. 80 коп. за 1 литр.
На сигареты установлена комбинированная ставка: в рублях от количества проданных сигарет и в процентах от стоимости, исчисляемой исходя из их максимальной розничной цены, определяемой по расчету компании-налогоплательщика. Общая величина акциза определяется как сумма двух ее составляющих. Так, например, ставка акциза на сигареты с фильтром установлена в размере 150 руб. за 1000 шт. плюс 6% стоимости, исчисляемой исходя из их максимальной розничной цены, но не менее 260 руб. за 1000 штук, а на сигареты без фильтра - 72 руб. за 1000 шт. плюс 6% стоимости, исчисляемой исходя из их максимальной розничной цены, но не менее 93 руб. за 1000 штук.
Налоговым периодом по налогу признается календарный месяц.

Налог на доходы физических лиц

Плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, т.е. находящиеся на территории РФ не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев, а также физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами, но получающие доходы от источников в Российской Федерации. Объектом налогообложения у физических лиц является совокупный доход, полученный в календарном году:
• от источников в Российской Федерации и за ее пределами - для налоговых резидентов Российской Федерации;
• только от источников в Российской Федерации для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации (при этом к таким доходам, в частности, относятся вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей в Российской Федерации, даже если выплаты осуществляются из-за рубежа).
Налог уплачивается по единой ставке 13% за исключением отдельных видов доходов, для которых установлены иные ставки налога, в частности:
• 9% - с доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов физическими лицами - резидентами РФ;
• 30% - с доходов граждан, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за исключением доходов, получаемых в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 15 процентов;
• 35% - по некоторым видам доходов (например, стоимость любых выигрышей и призов, превышающих 4000 руб., получаемых в конкурсах и рекламных мероприятиях, материальная выгода в виде экономии на процентах).
В общем случае, налог исчисляется, удерживается и уплачивается налоговыми агентами, которыми являются российские организации, обособленные подразделения иностранных организаций, индивидуальные предприниматели, выплачивающие доходы физическому лицу. В случае невозможности удержания налога налоговыми агентами или получения определенных видов доходов (из источников, находящихся за пределами Российской Федерации, при продаже имущества и др.), налогоплательщики обязаны исчислить и уплатить налог. При этом налогоплательщики самостоятельно представляют в налоговые органы Российской Федерации налоговую декларацию о доходах. Срок подачи налоговой декларации - не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.
Для освобождения от уплаты налога, проведения зачета или для получения налоговых вычетов или иных налоговых привилегий, предусмотренных соглашениями об избежании двойного налогообложения, налогоплательщик должен представить в налоговую инспекцию официальное подтверждение того, что он является резидентом государства, с которым Российская Федерация заключила соглашение об избежании двойного налогообложения, а также документ о полученном доходе и об уплате им налога за пределами Российской Федерации, подтвержденный налоговым органом соответствующего иностранного государства.
Налоговым Кодексом РФ также предусмотрено предоставление стандартных, социальных, имущественных и профессиональных налоговых вычетов.
Налоговым периодом признается календарный год.

Единый социальный налог

Плательщиками налога являются лица, производящие выплаты физическим лицам.
Объектом налогообложения являются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам (предметом которых является выполнение работ или оказание услуг), а также авторским договорам. Не облагаются налогом оплата расходов на командировки, пособия по временной нетрудоспособности, по уходу за больным ребенком, оплата расходов на повышение профессионального уровня работников и некоторые другие выплаты.
Максимальная ставка единого социального налога составляет 26%, в т.ч.:
• Федеральный бюджет - 20%;
• Фонд социального страхования - 2,9%;
• Фонды обязательного медицинского страхования - 3,1%.
Единый социальный налог исчисляется и уплачивается по регрессивной шкале. При этом регрессивная шкала налога по ставкам ниже 26% применяется в отношении каждого работника к тем суммам заработной платы, которые превышают 280 тыс. руб. (по состоянию на 1 апреля 2009 года - 8 тыс. долларов США) нарастающим итогом с начала года.
Для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, регрессивная шкала может применяться к тем суммам заработной платы, которые превышают 75 тыс. руб. (по состоянию на 1 апреля 2009 года - 2 тыс. долларов США). Данное правило действует при наличии у организации документа о государственной аккредитации, среднесписочной численности работников не менее 50 человек и объеме доходов от деятельности в области информационных технологий в общей сумме доходов организации не менее 90% (при этом 70% из них - доходы, полученные от иностранных лиц).
Для организаций, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящим выплаты физическим лицам, работающим на территории данной зоны, ставка единого социального налога снижена. Максимальная ставка составляет 14% вместо 26%.
Сумма налога исчисляется как соответствующая процентная доля налоговой базы и уплачивается налогоплателыциками отдельно в федеральный бюджет и каждый из фондов.
Сумма страховых взносов в Пенсионный Фонд вычитается из суммы налога, подлежащей уплате в федеральный бюджет за этот же период. При этом объект обложения страховыми взносами в Пенсионный Фонд аналогичен объекту обложения единым социальным налогом, максимальная ставка составляет 14%.
Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года.

Налог на добычу полезных ископаемых

Налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых являются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр. Налоговые ставки установлены по каждому виду полезных ископаемых в процентах от стоимости добытого полезного ископаемого в размере от 3,8% до 17,5%. В отношении нефти установлена базовая ставка в размере 419 рублей за тонну. В отношении добычи горючего природного газа установлена специфическая ставка в размере 147 рублей за 1000 кубических метров. Кроме того, в отношении некоторых видов полезных ископаемых, в том числе используемых в социально или стратегически значимых целях, установлена льготная ставка 0%.
Налоговым периодом признается календарный месяц.

Транспортный налог

Плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
Объектом налогообложения являются транспортные средства наземного, водного и воздушного сообщения, а налоговой базой - мощность двигателя, паспортная статическая тяга, валовая вместимость или единица транспортного средства.
Ставки налога, установленные Налоговым Кодексом РФ (от 2 до 50 руб. за 1 л.с), могут быть увеличены или уменьшены по решению законодательных органов субъектов федерации, но не более чем в 5 раз. В 2009 году в Санкт-Петербурге ставки налога варьируются от 10 рублей (мотоциклы) до 250 рублей (гидроциклы) с каждой лошадиной силы.
Налоговым периодом по налогу является календарный год. Отчетными периодами по налогу для организаций признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал.
Сумма налога, подлежащая уплате организациями, определяется ими самостоятельно, а сумма налога, подлежащая уплате физическими лицами, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации, и сообщается физическим лицам посредством налоговых уведомлений.
Для налогоплательщиков-организаций предусматривается уплата авансовых платежей по налогу. В Санкт-Петербурге авансовые платежи уплачиваются не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Налоговые декларации по налогу предоставляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В Санкт-Петербурге налог, исчисленный по итогам налогового периода, подлежит уплате налогоплательщиками, являющимися организациями, в срок не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления не позднее 1 июня года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налог на имущество организаций

Налогом на имущество организаций облагается движимое и недвижимое имущество налогоплательщика (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, в распоряжение или доверительное управление, а также внесенное в совместную дея-телньость или полученное по кон-цессионому соглашению), учитываемое на балансе в качестве основных средств. Не признаются объектом налогообложения земельные участки. Налоговая база представляет собой среднегодовую стоимость облагаемого имущества. При определении налоговой базы имущество учитывается по остаточной стоимости, сформированной в бухгалтерском учете налогоплательщика.
Налоговым периодом признается календарный год, отчетными периодами - первый квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года.
Ставка налога в Санкт-Петербурге установлена в размере 2,2% от среднегодовой стоимости имущества. Платежи по налогу осуществляются ежеквартально. По итогам налогового периода представляется налоговая декларация, по итогам отчетных периодов - расчеты по авансовым платежам.
Налоговый Кодекс РФ устанавливает ряд льгот по налогу на имущество организаций. В частности, от налога на имущество освобождаются организации в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.
Фактически уплаченные российской организацией за пределами территории Российской Федерации в соответствии с законодательством другого государства суммы налога на имущество в отношении имущества, принадлежащего российской организации и расположенного на территории этого государства, засчитываются при уплате налога в Российской Федерации в отношении указанного имущества. Для зачета налога российская организация должна представить в налоговые органы заявление на зачет налога и документ, подтверждающий уплату налога за пределами Российской Федерации.
Кроме того, в Санкт-Петербурге действуют льготы по налогу на имущество, перечисленные в п. 3.6.2.

Земельный налог

Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
Налоговым периодом признается календарный год. Очетными периодами признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.
• Налоговые ставки по земельному налогу установлены в размере от 0,004% до 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка.
• Налог подлежит к уплате по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
• Организации и индивидуальные предприниматели исчисляют сумму налога и суммы авансовых платежей самостоятельно. Отчетными периодами для указанных налогоплательщиков признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года. Авансовые платежи уплачиваются не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным периодом. Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
• Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, уплачивают налог на основании налогового уведомления не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
• Закон освобождает от уплаты налога некоторые категории лиц.
Кроме того, в Санкт-Петербурге действуют льготы по земельному налогу, введенные до 1 января 2006 года, в пределах того срока, на который они были даны, а также льготы для резидентов особых экономических зон, перечисленные в п. 3.6.2.

Специальные налоговые режимы

Налоговым Кодексом РФ установлены следующие специальные налоговые режимы:
• единый сельскохозяйственный налог;
• единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности;
• упрощенная система налогообложения;
• система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
Единый сельскохозяйственный налог
Данный налоговый режим установлен для производителей сельскохозяйственной продукции, в соответствии с которым такие организации имеют право уплачивать единый сельскохозяйственный налог. Этот налог заменяет для них следующие основные налоги: налог на прибыль (за исключением доходов от дивидендов, а также доходов по отдельным видам долговых обязательств), налог на имущество организаций, налог на добавленную стоимость (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации) и единый социальный налог. Данный налог не заменяет страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.
Объектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на величину расходов. Состав и величина доходов определяются в соответствии с главой 25 Налогового Кодекса РФ «Налог на прибыль организаций». Состав расходов, уменьшающих величину доходов, определен перечнем, действующим только в отношении единого сельскохозяйственного налога. Такие расходы должны быть экономически обоснованы и документально подтверждены.
При этом налогоплательщики единого сельскохозяйственного налога не освобождаются от обязанностей налоговых агентов.
Налоговым периодом признается календарный год, отчетным периодом - полугодие. Налоговая декларация предоставляется в налоговые органы только по истечении налогового периода (не позднее 31 марта, следующего за истекшим налоговым периодом).
Налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов.
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности
Единый налог на вмененный доход исчисляется и уплачивается организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом на вмененный доход, на территории муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, в которых введен указанный налог. На уплату единого налога на вмененный доход не переводятся определенные организации и индивидуальные предприниматели среднесписочная чиленность работников которых превышает 100 человек, определенные организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25%, а также ряд других образований / организаций и индивидуальных предпринимателей.
На территории Санкт-Петербурга единый налог на вмененный доход введен, в частности, в отношении следующих видов предпринимательской деятельности:
• оказания бытовых услуг;
• оказания ветеринарных услуг;
• оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств;
• розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети;
• оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, использующими не более 20 автомобилей;
• оказания услуг по предоставлению во временное владение (пользование) мест для стоянок автотранспортных средств, а также по хранению автотранспортных средств на платных стоянках (за исключением штрафных автостоянок);
• оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей;
• распространения наружной рекламы с использованием рекламных конструкций;
• розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров.
Организации-налогоплательщики единого налога на вмененный доход в отношении операций, осуществляемых в рамках деятельности, облагаемой данным налогом, не уплачивают:
• налог на прибыль;
• НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации);
• налог на имущество организаций;
• единый социальный налог (однако единый налог на вмененный доход не заменяет страховые взносы на обязательное пенсионное страхование).
При этом налогоплательщики единого налога на вмененный доход не освобождаются от обязанностей налоговых агентов.
Налогоплательщики обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении деятельности, облагаемой и не облагаемой единым налогом на вмененный доход.
Объектом налогообложения признается вмененный доход налогоплательщика. Вмененный доход определяется как произведение базовой доходности за налоговый период, которая установлена НК РФ, и физического показателя, характеризующего данный вид деятельности (площади, количества транспортных средств, численности работающих) с учетом корректирующих коэффициентов.
Налог исчисляется по ставке 15% от величины вмененного дохода. Сумма налога за квартал уменьшается на сумму страховых взносов, уплаченных в Пенсионный Фонд за тот же период, а также на сумму выплаченных пособий по временной нетрудоспособности (в размере, не превышающем 50% от суммы исчисленного единого налога).
Налоговым периодом по налогу признается квартал. Налог уплачивается по итогам налогового периода в срок не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода.
Упрощенная система налогообложения
Организации и индивидуальные предприниматели имеют право перейти на упрощенную систему налогообложения. При этом они должны одновременно удовлетворять следующим основным критериям:
• если организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения в 2010 году, то доход от реализации по итогам первых 9 месяцев 2009 года, не должен превышать 23 070 тыс. руб.;
• остаточная стоимость амортизируемого имущества (основных средств и нематериальных активов), находящегося в собственности, не превышает 100 млн. руб.;
• средняя численность работников за налоговый (отчетный) период не превышает 100 человек;
• доля других организаций в уставном капитале налогоплательщика не превышает 25% (за исключением организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов).
Не вправе применять упрощенную систему, в частности, организации, имеющие филиалы и представительства, банки и страховщики.
Организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, уплачивают единый налог на доход и освобождаются от уплаты:
• налога на прибыль (за исключением доходов от дивидендов, а также доходов по отдельным видам долговых обязательств);
• НДС (за исключением НДС, уплачиваемого при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации);
• налога на имущество организаций;
• единого социального налога.
При этом налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от обязанностей налоговых агентов, а также обязанностей по уплате страховых взносов в Пенсионный Фонд.
Объектом налогообложения является один из двух объектов по выбору налогоплательщика:
• доходы;
• доходы, уменьшенные на величину разрешенных расходов.
Объект налогообложения может изменяться налогоплательщиком ежегодно (при этом для изменения объекта налогообложения необходимо уведомить налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году в котором налогоплательщик предлагает изменить объект налогообложения). В течение налогового периода объект налогообложения изменяться не может.
Доходы и расходы (за исключением расходов на приобретение основных средств и расходов на приобретение (создание) нематериальных активов) признаются по кассовому методу, т.е. по мере оплаты.
Налоговые ставки установлены в следующих размерах:
• для налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта доходы - 6%. Сумма налога за налоговый (отчетный) период уменьшается на суммы уплачиваемых за этот же период страховых взносов в Пенсионный Фонд, а также на сумму выплаченных пособий по временной нетрудоспособности (в размере, не превышающем 50% от суммы исчисленного единого налога);
• для налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта доходы, уменьшенные на величину разрешенных расходов - 15%. Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков. При этом минимальная сумма налога, уплачиваемая такими налогоплательщиками, не может быть менее 1% от дохода.
Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Налогоплательщики-организации уплачивают авансовые платежи по налогу не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, а по итогам года - не позднее 31 марта следующего года. Уплата налога и авансовых платежей производится по месту нахождения организации.
Налогоплательщиками-организациями предоставляется налоговая декларация только по итогам налогового периода не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

НАЛОГ НА ДОХОДЫ, УДЕРЖИВАЕМЫЙ У ИСТОЧНИКА

Доходы, получаемые иностранной организацией в результате деятельности в Российской Федерации, не приводящей к образованию постоянного представительства, подлежат налогообложению у источника выплаты доходов, если они поименованы в Налоговом Кодексе РФ. К таким доходам, в частности, относятся:
• дивиденды;
• проценты;
• доходы от использования на территории Российской Федерации прав на объекты интеллектуальной собственности;
• доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации;
• доходы от сдачи в аренду имущества, используемого на территории Российской Федерации;
• доходы от международных перевозок и др.
Доходы, не включенные в перечень доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, при отсутствии у иностранной организации постоянного представительства в налоговых целях на территории Российской Федерации (например, разовые консультационные услуги), не облагаются налогом.
Налог на доходы удерживается и перечисляется в бюджет российской организацией, являющейся источником дохода.
Ставки налога зависят от вида получаемого дохода:
• 10% - по доходам от фрахта;
• 15% - по дивидендам, получаемым иностранной компанией от российской организации;
• 20% - по остальным видам доходов.
Налог на доходы может не удерживаться или удерживаться по уменьшенным ставкам в соответствии с условиями международных соглашений об избежании двойного налогообложения между Российской Федерацией и другими странами. При этом иностранная организация должна иметь подтверждение того, что она имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым Российская Федерация имеет международное соглашение. Такое подтверждение должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства. В случае если данное подтверждение составлено на русском языке, налоговому агенту предоставляется также перевод на русский язык.

КОНТРОЛЬ ЦЕН СДЕЛОК ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Налоговые органы вправе проверять правильность применения цен для целей налогообложения по сделкам в следующих случаях:
• между взаимозависимыми лицами;
• по товарообменным (бартерным) операциям;
• при совершении внешнеторговых сделок;
• при отклонении цен более чем на 20% от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным товарам (работам, услугам) в течение непродолжительного периода времени.
Взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать непосредственное влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц. В частности, лица признаются взаимозависимыми, если одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20%.
Если, по мнению налогового органа, примененные сторонами сделки цены отклоняются в ту или иную сторону более чем на 20% от рыночной цены, налоговый орган вправе вынести решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этих сделок были оценены исходя из рыночных цен.
Министерство Финансов РФ подготовило проект изменений, в частности, в отношении определения взаимозависимости лиц, установления перечня контролируемых сделок, введения декларирования контролируемых сделок. Кроме того, указанный проект предусматривает введение института предварительных соглашений о ценообразовании между налогоплательщиками, заключающими контролируемые сделки, и налоговыми органами. Также существует альтернативный законопроект, подготовленный Министерством Экономического Развития и Торговли. По состоянию на 1 апреля 2009 года единого законопроекта относительно изменений в области трансфертного ценообразования не существует.